Дата: 08 мая 2010 | Автор: ChExOff | В категории: Основы разработки | 1 комментарий

Основы бизнес-планирования

Главная Бизнес-планирование Основы разработки Основы бизнес-планирования
Основы бизнес-планирования

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план – документ, в деталях отражающий бизнес-модель предполагаемого проекта.

Составление бизнес-плана – исследование, проводимое для нахождения оптимальных решений по развитию компании, проекта.

В бизнес-плане должны быть отражены:

  1. суть проекта
  2. окружающая проект среда
  3. методы и пути реализации основной идеи бизнес-плана
  4. ряд промежуточных и конечный результаты

Основная задача бизнес-планирования – определить насколько интересен проект: когда именно и какой доход от него можно ожидать, какие инвестиции потребуются и какие существуют риски.

В классическом варианте составление бизнес-плана занимает 2-3 недели, объем бизнес-плана составляет около 40-60 печатных страниц и включает в себя текстовые блоки, графики, диаграммы, таблицы, расчеты и т.д., то есть все, что требуется для всестороннего освещения рассматриваемого вопроса.

Помимо печатной версии бизнес-плана, подготавливается презентация в электронном виде. Чаще всего для составления презентации используется программа PowerPoint. Презентация работы занимает 5-10 минут, после чего следуют вопросы к группе авторов. В общих чертах, сие действо похоже на защиту диплома в ВУЗе. Но надо понимать, что диплом студенты пишут по хорошо известной науке и проработанной теме, в то время как любой бизнес-план представляет собой самостоятельное и уникальное исследование.

Однако это классический вариант, рассчитанный на средние и крупные проекты, на привлечение инвестиций. Мне доводилось участвовать в подобных работах для привлечения крупных кредитов и господдержки по государственной сельскохозяйственной линии одного из «нацпроектов». Приставка «гос» всегда означает крайнюю скрупулезность. Зачастую излишнюю, но тем не менее…

Хорошо помню, как приходилось поименно перечислять все поголовье скота в нескольких немаленьких фермерских хозяйствах, описывать внешний вид и ТТХ животных. 8)

Из-за ошибки в кличке одного животного кредитный комитет Банка мог отказать в выдаче ссуды.

В повседневной жизни малого бизнеса все обычно проще, однако и здесь «филькина грамота» не пройдет: часто бизнес-планом пытаются назвать несколько таблиц и пару страниц текста. Такими «бизнес-планами» буквально завален Интернет. Это что угодно, но не бизнес-план.

Не бывает двух одинаковых бизнес-планов. Из этой же серии и поговорка «хороша ложка к обеду»: бизнес-план – товар скоропортящийся. Упустив расчетное время, задержавшись с началом или одним из этапов легко потерять связь расчетного с происходящим.

Еще раз позволю себе повторить: бизнес-план – уникальное многогранное и всеобъемлющее исследование по определенной теме, на разработку которого должно уйти не менее 10-15 дней.

Функции бизнес-плана

Привлечение инвестиций

Безусловно, привлечение инвестиций в проект – наиболее известная цель составления бизнес-плана. Понятно, что ни один инвестор не станет вкладывать средства в проект без предоставления ему соответствующих расчетов и прогнозов, гарантирующих высокий шанс извлечения выгоды, или выполнения иных интересующих его целей.

Оценка намеченных целей и перспектив

Разработка бизнес-плана позволяет оценить перспективы развития компании в интересующем направлении. Часто подобные работы проводятся собственными специалистами компании или привлеченными со стороны для оценки интересующих руководство стратегий развития.

И наоборот: разработка бизнес-плана может проводиться с целью нахождения оптимальных стратегий развития бизнеса с учетом имеющихся вводных данных.

Пошаговая инструкция развития бизнеса

Часто упускается из вида такой важный момент составления бизнес-плана, как развитие компании согласно разработанной модели и контроль результатов по критериям бизнес-плана.

Выбор стратегии развития, оценка и выбор рынка, политики ценообразования, целевых групп и иных задач, решаемых посредством разработки бизнес-плана не является конечной и единственной целью его составления.

Бизнес-план должен являться дорожной картой, компасом, указывающим направление во время путешествия. Его нельзя положить на полку после прочтения и забыть – не для того его составляют. Каждый бизнес-план предусматривает оценку и прогноз развития компании в наиболее интересном для него направлении на некоторый временной интервал.

И, согласитесь, если бизнес-план разрабатывают для принятия какого-то эффективного решения, крайне важно далее вести компанию по указанному курсу для достижения интересующей цели.

И в этом случае бизнес-план должен предоставлять «вехи» для движения. Контрольные точки. По мере прохождения компанией каждой из которых намечается новая контрольная точка из бизнес-плана. Потом следующая и так до достижения финала.

Вводные к составлению бизнес-плана

Начиная работу над бизнес-планом, необходимо четко понимать цель его составления. Причем, чем более близкой эта цель является, тем точнее будет разработанный бизнес-план и тем проще будет добиться искомого.

Если Вы только начали бизнес, не следует первым же шагом разрабатывать бизнес-план для поиска путей заработка миллиона долларов в месяц – дорога в тысячу километров начинается с одного шага. Держите этот миллион в уме, как глобальную цель. Для разработки бизнес-плана на ближайшие полгода-год-три следует определить более реальные, четко обозначенные цели. Например, поставить перед разработчиками задачу выявить наиболее оптимальные стратегии для занятия определенной доли на интересующем Вас рынке. Или разработать наиболее эффективную стратегию выхода на новый рынок, критерием эффективности которой станет заданный объем продаж или охват сегмента этого рынка.

Вариантов множество. Главное, чтобы цели были реально выполнимыми в самой ближайшей перспективе. Это важно!

После того, как определились с целями, необходимо четко дать ответ на следующие вопросы:

  1. Что именно Вы собираетесь предложить Вашим клиентам? Какие потребности Ваших клиентов будет закрывать Ваша компания?
  2. На кого конкретно ориентирован Ваш продукт или услуга? Кто будет являться Вашим клиентом? Почему именно к Вам обратятся эти физические или юридические лица в условиях существующей конкуренции? Каковы Ваши конкурентные преимущества?
  3. Каким образом Вы сумеете донести информацию о своем продукте или услуге до потенциальных потребителей?
  4. Как Вы собираетесь финансировать данный проект?

Ответы на эти вопросы крайне важны, так как не только определяют всю дальнейшую работу над проектом, но и, естественно, результат: успех или фиаско. И ответы на них правильнее составить письменно в виде списка – это исключит многие неточности, ошибки сами вылезут наружу и станут очевидны. Это очень хорошее правило – писать то, что Вы планируете. Написать глупость при серьезном подходе к делу очень трудно, поверьте!

Целевая аудитория

В зависимости от того, для кого разрабатывается бизнес-план, будут зависеть характер исследований, структура и объем документа, сделанные выводы.

В самом деле, если Вы по четвертому пункту намерены привлекать внешние инвестиции, то работать над составлением бизнес-плана придется в максимально полном объеме – инвестор потребует детальное и всестороннее раскрытие проекта. Но в основном его будут интересовать ответы на три вопроса:

  1. объем необходимых инвестиций
  2. рентабельность и сроки проекта
  3. риски

Эти вопросы взаимосвязаны. От объема инвестиций прямо пропорционально зависят рентабельность и сроки реализации, которые, в свою очередь, напрямую влияют на риски. Отсюда: чем выше первоначальные инвестиции, тем выше риски по данному проекту.

Учитывая совокупность предоставленных Вами показателей, инвестор будет оценивать Ваш проект, сравнивая его с другими возможностями для инвестирования в своем инвестиционном портфеле.

Если иных вариантов у инвестора нет, оценка Вашего предложения будет строиться на сравнении с доходностью при вложении аналогичной суммы в банк. И если, грубо говоря, рентабельность инвестиций приблизительно одинаковая, предпочтение будет отдано банку. В самом деле, доходность по банковским ставкам расценивается инвесторами как минимально допустимая с минимальным риском: зачем рисковать, вкладывая в неизвестный проект, когда можно положить в банк и гарантированно получить приблизительно такой же доход?

Зачастую, в этом случае правильнее обратиться к специалистам, что увеличивает стоимость разработки и время, но дает некоторые гарантии качества разработки бизнес-плана и точность сделанных прогнозов, от которых не только будет зависеть решение инвестора, но и финальный результат всего проекта.

Если бизнес-план Вами составляется для себя или своей компании, то, вероятно, его объем будет существенно меньше и содержать в основном он будет расчеты интересующих именно Вас аспектов.

В любом случае, для кого бы ни разрабатывался этот документ, он должен быть четко структурированным, логичным и понятным. Именно общее описание классической структуры бизнес-плана и содержит следующая статья.

Автор: ChExOff

Вероятно, Вам будет интересно прочитать:

  1. Бизнес-план кафе
  2. Бизнес-план по реконструкции кинотеатра
  3. Структура бизнес-плана по стандартам KPMG
  4. Бизнес-план завода по производству бетона
  5. Бизнес план по созданию фирмы фотоуслуг
Один комментарий к статье “Основы бизнес-планирования”
  1. VeteSwexitCaw 11 февраля 2011 at 23:44 #

    статья super, автору респект

Комментировать